Куликов И.С.
"Деревенские девчонки"
Год | 1920 — 1930-е |
Техника/размер | бумага, акварель, графитный карандаш; 39,7 х 57 |
Эта яркая и тонко написанная акварель выполнена русским живописцем, портретистом, автором жанровых и исторических картин - Иваном Семеновичем Куликовым (1875-1941 гг.).
Ещё обучаясь в уездной школе, на способности молодого художника обратили внимания учителя и порекомендовали родителям направить юношу учится в Петербург. В 1894 г. художника приняли в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге, а уже в 1896 г. он стал вольнослушателем Высшего художественного училища при ИАХ при мастерской В.Е. Маковского, но вскоре перешёл к И.Е. Репину.
«Не стремитесь ни в учителя, ни в профессора. Вы истинный художник...у Вас, слава Богу, сразу хорошо пошло в искусстве. Вы независимый художник, работы Ваши дышат свежестью и здоровьем», - написал Репин в письме своему ученику Куликову.
В дальнейшем художник будет активно работать с учителем и по его приглашению вместе с Б.М. Кустодиевым, примет участие в создание исторического произведения И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета», 1903 г. Иван Семёнович был автором многих исторических полотен и портретов своих современников.
И.С. Куликов родился в г. Муром в семье бывших крепостных крестьян и как никто другой хорошо знал особенности крестьянского быта и жизни, которые смог перенести на свои лучшие произведения.
Одним из любимых жанров художника были портреты русских женщин Мурома и окрестных деревень, в которых автор воспевал их красоту, оптимизм и трудолюбие.
Одна из таких работ - картина «Деревенские девчонки», где мастер изобразил молодых жительниц деревни, восхищаясь их молодостью и свежестью.
На обороте картины художник написал:
«В Степанькове грязь да тина,
Зато девчонки как картина
Особенно маленькие
Как цветочки аленькие.»
Иван Семёнович большую часть жизни жил и работал в родном городе. В 1915 г. за цикл картин о Муроме И.М. Куликов был удостоен звания академика живописи ИАХ. А с 1919 г. стал одним из организаторов краеведческого музея в Муроме где работал до конца жизни.